Архитектурный ансамбль

    Центральная набережная имени 62-ой армии, защищавшей северную часть города, была сооружена после Сталинградского сражения. Набережная Волги хранит свидетельства всех периодов истории города, от Царицына до Волгограда.

Архитектурный ансамбль нижней террасы и речного вокзала разработан проектным институтом Ленгипроречтранс. Она одновременно напоминает Потемкинскую лестницу и служит молчаливым свидетельством героизма защитников города и Волги. Архитектурно набережная решена с помощью двух белых пропилеев, которые, помимо своего основного смысла, скрывают второе значение. Дело в том, что эти пропилеи являются своеобразными отметками: в период Сталинградского сражения именно в этом месте располагалась основная переправа через Волгу. В декабре 1942 года река покрылась льдом, и здесь было решено устроить переправу, которая была сделана настолько мощной (хоть и деревянной), что по ней с левого берега Волги на правый постоянно ходили танковые колонны для подкрепления сражающихся в руинах города частей Советской армии. Еще одним напоминанием о войне является ротонда, находящаяся немного в стороне от главной лестницы. На этом месте располагалась зенитная батарея 1083-го зенитного полка, которая в этой точке остановила прорыв немецких танков к Волге, причем зенитчики, чьи орудия на самом деле приспособлены для поражения воздушных целей, развернули их в тот день по наземным целям, не допустив выхода атакующих танков к Волге.

 

Фонтан

Скульптурная группа «Искусство» (фонтан) установлена на верхней террасе набережной Волги в августе 1957 года. Авторы – скульптор С.С. Алешин, архитектор В.Е. Шалашов.

Бронзовая скульптурная группа изображает трех девушек, исполняющих народный танец (по мотивам танцевального коллектива «Березка»). Оформление фонтана и пьедестала выполнено из красного полированного гранита. Отливка и гранитные заготовки деталей выполнены Мытищенским заводом художественного литья.

«Гаситель»

Пожарный пароход «Гаситель» (до 1926 года – «Царев») был построен на Сормовском судостроительном заводе в 1903 г. До 1966 года служил на Волге в качестве пожарного парохода. Участвовал в обороне Царицына в 1918 — 1920 гг. и в Сталинградской битве 1942 — 1943 гг. Помимо своих прямых обязанностей, обеспечивал выполнение задач командования Красной Армии по переброске войск, доставке грузов, эвакуации. Имел вооружение и обеспечивал охрану водного бассейна.

С 1977 года пароход-ветеран несет свою службу в качестве памятника речникам Волжского бассейна. Памятник открыт (установлен на постамент) 6 ноября 1977 г. на берегу р. Волги в пойме (устье) р. Царицы. Автор – народный архитектор В.Е. Масляев.

Бронекатер БК-13

Огромный вклад в победу под Сталинградом внесли моряки Волжской военной флотилии.

В те грозные дни моряки героически сражались фашистскими захватчиками, проявив при этом массовый героизм, стойкость и отвагу. Суда Волжской военной флотилии и речного флота под непрерывным артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха самоотверженно перевозили в Сталинград войска, вооружение, боеприпасы и эвакуировали из осажденного города раненых и мирное население

В наши дни на набережной Волги, у музея-панорамы "Сталинградская битва" установлен бронекатер БК-13 как памятник мужеству речников Волжской военной флотилии.

 

 

[На главную] [Назад] [1942] [1943] [Герои]

Хостинг от uCoz